Ремонт перфоратора: как разобрать и собрать перфоратор своими руками

Перфораторы
М.Видео

Любой перфоратор, будь то Зубр, Интерскол, Метабо, Bort (Борт), Bosch (Бош), Dewalt (Деволт), Hitachi, Makita, Sparky, нужно правильно эксплуатировать, относится к нему бережно, своевременно проводить профилактику. Когда случаются поломки, некоторые из них можно устранить самостоятельно, но для этого нужно знать, как разобрать перфоратор, а потом как собрать перфоратор.

Что такое перфоратор и как он устроен

Этот инструмент используют для ударных работ, при снятии старых твердых, но хрупких материалов: кирпичной кладки, бетона, плитки. Перед тем, как разобрать перфоратор Макита, Штурм (Sturm), Элитеч (Elitech), Энкор, Вихрь, Декстер, Wert, АЕГ и т.д., надо знать из чего он состоит.

Разные модели инструмента друг от друга отличаются мощностью и выполняемыми функциями, но во всех имеются обязательные основные системы и узлы.

В каждом перфораторе есть:

  • электродвигатель с якорем и статором;
  • редуктор;
  • патрон;
  • ударный механизм;
  • кнопка включения;
  • предохранительная муфта.

В процессе усовершенствования появились дополнительные функции, которые облегчают его применение:

  • переключатель режимов работы;
  • система, подавляющая вибрации;
  • механизм, закрепляющий инструмент в удобном для оператора положении;
  • ограничитель глубины проникновения оснастки в рабочую поверхность;
  • очистка устройства от пыли.

Оснасткой служат специальные зубила и ударные сверла, которые устанавливают в патрон.

Перфоратор работает за счет того, что вращение двигателя превращается в ударно-вращательное движение насадки. Мотор приводит в действие весь остальной механизм инструмента. Безопасность пользователя при работе обеспечивает предохранительная муфта. Поршень приводит в действие пьяный подшипник. Он создает ударное усилие. Перфоратор не может служить вечно, и у него ломаются детали и узлы.

Ремонт перфоратора: как разобрать и собрать перфоратор своими руками
Детали перфоратора

Что может послужить поводом для разборки перфоратора

Поломки инструмента делятся на механические и электрические. Ремонт невозможен без разборки и последующей сборки.

Сбои в механической части

О наличии проблем в механической части можно судить по появившемуся:

  • скрежету;
  • повышенному шуму;
  • сильной вибрации;
  • странному запаху из корпуса.

К таким неполадкам относится:

  • поломка зубьев шестеренок или зажимного патрона;
  • износ ствола агрегата, а также резинок бойка и ударника;
  • выход из строя ударного механизма, переключателя режимов работы.

Сбои в электрике

При возникновении сбоев в электрике мотор гудит, быстро нагревается, не вращается, появляется дым. Можно почувствовать неприятный запах и искрение.

Поломки в электрической части:

  • перегорание обмотки ротора, статора двигателя;
  • засор коллектора;
  • поломка кнопки включения;
  • нарушение электрических контактов;
  • износ щеток;
  • невозможность включения инструмента.

К неисправностям, появившимся в электрической части электродвигателя, привлекают профессионала.

Пошаговая инструкция по разборке перфоратора

Чтобы устранить любую неисправность, кроме случая, когда ломается розетка, устройство обязательно разбирают. Конструкция перфораторов производителей разных марок, включая Энергомаш ПЕ, Диолд, Hammer (Хаммер), Stanley (Стэнли), Fatmax, Калибр, схожая, потому и схемы разборки похожие. Специалисты не советуют разбирать полностью, собирать будет сложно. Процесс требует соблюдения пошаговой инструкции.

Демонтаж патрона

При разборке перфоратора внимательно осматривают каждую снятую деталь. Чтобы потом не было проблем, как правильно собрать перфоратор, процесс рекомендуют фотографировать. Если внешних дефектов не обнаружилось, начинают демонтировать патрон. Сначала снимают резиновый пыльник, при помощи отвертки убирают стопорное кольцо, потом – пластиковый пыльник.

Далее вытаскивают:

  • шайбу;
  • пластину;
  • пружину;
  • шарик.

Если эти детали изношены, бур в патроне не будет держаться. В отдельных моделях патронов могут присутствовать дополнительные шайбы и шарики.

Ремонт перфоратора: как разобрать и собрать перфоратор своими руками
Разбор патрона перфоратора

Разборка корпуса

Прежде чем разбирать корпус, вначале снимают переключатель режимов. Его ставят в режим «Удар». При отсутствии такового – в позицию «Удар + сверление». Нажимают на кнопку, которая расположена на ручке переключателя, проворачивают чуть ниже значка, где изображен молоток. Должен раздастся своеобразный щелчок. Поддев отверткой, переключатель тянут на себя и снимают. В некоторых моделях перфораторов он прикручен к корпусу с помощью шурупов.

Разборка электрической части

При подозрении на поломку, связанную с электрическими узлами и элементами, инструмент тоже придется разбирать. Снимают заднюю крышку, открутив шурупы, которые ее держат. Выкручивают крепеж, удерживающий провод. Из креплений вытаскивают провода, пусковую кнопку, прикрепленные к статору провода. Откручивают крепежные болты, достают щетки. Корпус разделяют с помощью плоской отвертки. Из редуктора вынимают ротор. При необходимости замены подшипников, используют специальный съемник.

В корпусе электрической части инструмента находится воздухозаборник, который также вынимают. Отсоединяют статор. Его легче вытянуть, если по корпусу постучать чем-то деревянным.

При разборке бочкового перфоратора, в котором электропривод расположен вертикально, вначале снимают ручку, потом болты, которые удерживают мотор.

Замена основных узлов перфоратора

Основные детали и узлы лучше менять до того, как они выйдут из строя. Иначе на ремонт уйдет больше денег и времени.

Чаще всего изнашиваются:

  • щетки;
  • подшипники;
  • пусковая кнопка;
  • патрон.
Ремонт перфоратора: как разобрать и собрать перфоратор своими руками
Конструкция перфоратора

Замена и ремонт патрона

Оценить визуально в каком состоянии находится патрон можно после его разборки. Поддев отверткой, снимают резиновый пыльник, который плотно насажен на патрон. Демонтируют стопорное кольцо с шайбой, осторожно высвобождая пружину, чтобы стопорные шарики, которые под ней находятся не выскочили и куда-нибудь не закатились. После вытаскивания пружины, демонтируют задний пыльник. Цилиндр закреплен 4-мя вставками. Они проходят через стенки вала инструмента. Чтобы их вынуть, желательно использовать отвертку с подмагниченным жалом или магнит. Патрон вытаскивают, комплектующие и сам патрон осматривают. После принимают решение о замене отдельной детали или всего механизма. Собирают зажимное устройства перфоратора строго в обратном порядке.

Одно из самых распространенных неисправностей патрона – истирание и растрескивание резиновых пыльников в процессе эксплуатации. В результате в механизм проникает пыль. Она загрязняет смазку, от этого внутренние элементы быстро изнашиваются. Из-за ослабления стопорного кольца пружина освобождается, стопорные шарики выпадают из пазов, бур не закрепляется.

Встречаются и другие неисправности, это изнашивание:

  • Канавок направляющего цилиндра. Что приводит к неполноценному закреплению насадок.
  • Пружины. Из-за чего ухудшается амортизация.

В результате износа стопорных шариков уменьшается их диаметр, они не смогут удерживать оснастку. Пружины, стопорные кольца, шарики можно взять от других устройств. Если предстоит менять направляющий цилиндр или пыльники необходимо приобрести оригинальные детали.

Если перфоратор дает сбой во время работы, проворачивается сверло, меняют зажимный элемент. Для этого важно определить его тип, от этого зависит способ крепления элемента. Устройство может крепится на винтовом стержне или шпинделе. Если деталь зафиксирована крепко, молотком стучат по головке винта, фиксация ослабнет. При помощи отвертки откручивают винтовой стержень. Деталь, закрепленную на шпинделе, зажимают ключом, прокручивают и патрон с перфоратора снят.

Замена подшипника

Подшипник следует поменять, если при осмотре, на нем видны разводы смазочного состава, а при прокручивании руками он издает треск и хруст. Для его демонтажа понадобится специальный съемник. Он состоит из винтовой части, а также приспособления, которым захватывают корпус гильзы подшипника. Затягивая резьбу, создается усилие, которое позволяет снять подшипник с вала.

На рабочее место новый подшипник устанавливают, набивая его деревянным или резиновым молотком. Важно, чтобы ось подшипника не была перекошена по отношению к оси вала. После установки необходимо нанести смазочный состав.

Замена кнопки пуска

Для замены пусковой кнопки снимают крышку, которая закрывает электрические детали инструмента. Отсоединяют контакты проводов, которые к ней подключены. Из посадочного места вытаскивают корпус кнопки. Вместо неработающей ставят купленную, подсоединяют контакты и собирают в обратной последовательности.

Ремонт перфоратора: как разобрать и собрать перфоратор своими руками
Замена щеток перфоратора

Замена щеток

О том, что пора поменять щетки можно судить, если быстро нагреваются их держатели, в области коллектора мотора образуется много искр, появляется запах гари. Когда щетки еще не износились, искры видны лишь под ними.

Искрение вокруг коллектора свидетельствует о:

  • перегорания ротора или статора либо нарушении их изоляции;
  • износе подшипников;
  • прогорании пластин коллектора.

Если сгорел статор, искры появятся только под одним электродом. Ротор и статор проверяют тестером, замерив на них по очереди сопротивление. Одинаковые значения на 2-х обмотках говорят о том, что статор исправен. Если статор или ротор вышли из строя, перфоратор могут отремонтировать только опытные специалисты. Они точно знают, как собрать редуктор перфоратора.

Поменять щетки можно самому. Чтобы добраться до них разбирают корпус или просто снимают крышку, находящуюся сзади. Под нею видны щетки, которые закреплены в специально предназначенных для этого держателях.

На двигателях перфораторов могут быть установлены разные виды щеток:

  • Угольные. Они быстро изнашиваются. Но легко притираются к коллектору, обеспечивают неплохой контакт.
  • Графитовые. Это долговечные, однако очень твердые элементы, поэтому не так хорошо притираются.
  • Угольно-графитовые. Наилучший вариант деталей. В них смешаны два, дополняющих друг друга, компонента.

Специалисты не советуют доводить ситуацию до такой степени, когда электродвигатель заискрит. Менять щетки необходимо, когда степень их износа составляет 8 мм (1/3 от номинала). Даже если сильно износилась лишь одна деталь, меняют сразу две.

При установлении новых элементов надо посмотреть в каком состоянии находится пружина и крепление контакта. Слетевшая при эксплуатации перфоратора пружина существенно повредит мотор. Слабая пружина не в состоянии обеспечить хороший контакт.

Перед тем как приступать к замене щеток, статор и ротор обязательно прочищают, на них не должна остаться угольная или графитовая пыль. Для этого используют медицинский или технический спирт. Электроды фиксируют в держателях, их притирают к коллектору, положив мелкозернистую наждачную бумагу на коллектор. Затем вращением в разные стороны производят притирку электрода. Делают это пока не станет слегка круглой контактная площадка. Тогда электрод лучше притрется к пластинам коллектора.

Как правильно пользоваться и ухаживать за перфоратором, чтобы часто не ремонтировать

Чтобы инструмент работал как можно дольше без поломок, нельзя во время эксплуатации на него сильно надавливать, нежелательно выполнять работу за один раз. Оснастку следует подбирать, исходя из особенностей перфоратора и вида будущей работы. Стараться не перегревать инструмент и избегать его механических повреждений.

Периодически смазывают узлы и детали качественными составами. Особенно, если прибор используют при работе с бетоном. По окончании работ вытирают мягкой ветошью. Обязательно следят за чистотой вентиляционных отверстий на корпусе. 

Местом хранения для перфоратора должно быть помещение с низкой влажностью. Влага отрицательно сказывается на сроке службы, механизмы и детали, находящиеся внутри устройства, начнут ржаветь. А при включении электроинструмента в сеть из-за элементов, покрытых конденсатом, может случиться короткое замыкание.

Производители оснащают перфораторы специальными устройствами. Они не дают проникнуть внутрь мусору, пыли и влаги. Но полностью оградить инструмент от этого невозможно. С целью предотвращения непредвиденных поломок диагностику необходимо регулярно проводить.

Похожие статьи

Оцените статью
Выбор инструментов
Добавить комментарий